Что нужно для начала занятий фьюзингом?

О фьюзинге.

 Завораживает… Это первое впечатление когда видишь, что можно сделать из кусочков цветного стекла, спекая их вместе, расплавляя, придавая форму, шлифуя грани уже остывшего. А потом долго не отрываешь взгляда от готового, рассматривая его при свете ламп или солнца. Это фьюзинг – спекание цветного стекла при высокой температуре. Составленная мозаикой из цветных кусочков стекла картинка становится целой, прочной, оживает, приобретает плавные формы, созданные жаром печи. Эта технология проста и одновременно сложна. Проста — означает доступна даже дома, и все получается с первого раза. Сложна — как и везде, со временем и опытом открываются новые грани, нюансы, новый взгляд и этот путь бесконечен, а что еще нужно творческой душе?

Перечислять, что можно делать из стекла технологией спекания, не имеет смысла. Просто посмотрите на эти великолепные изделия.

  

Как же начать? Начнем с простого.

Вот список того что необходимо — минимум, который можно разместить дома.

Инструмент и оборудование: стол для резки стекла, стеклорез, кусачки или специальные ломатели для стекла, печь для спекания.

Материалы: стекло разного цвета (желательно одного производителя), жидкий разделитель, гипс (как вариант разделителя), возможно, термостойкие краски для рисования на стекле, формы.

Конечно, это далеко не все, что требуется для профессионала, но это придет со временем. Рассмотрим инструменты, материалы и оборудование для фьюзинга подробнее:

 

1. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СПЕКАНИИ СТЕКЛА.

Вам понадобятся разнообразные инструменты для выполнения изделий из стекла.

Стеклорезы.

Стеклорез — очень важный инструмент. Стеклорезы с карбидным наконечником (карбид кремния — SiС, карбид бора — В4С) служат дольше других и превосходят стеклорезы с колесиками из сверхтвердой легированной стали. Если вы пользуетесь самосмазывающимся стеклорезом, то вам придется удалить масло со стеклореза, чтобы избежать в последствии необходимость удалять масло со стекла.

Плоскогубцы. Любые, или даже все, из имеющихся плоскогубцев по стеклу, могут быть использованы для отламывания стекла нужного размера.

Шлифмашины по стеклу.

Шлифовальная машина по стеклу — хороший помощник в любой мастерской по спеканию стекла. Также полезно иметь шлифовальные круги различного размера и с различной зернистостью. Важно, чтобы кромки ваших изделий из стекла были чисто и аккуратно обработаны, поскольку, если вы не используете свинцовую или медную фольгу, то все изъяны будут видны как на ладони.

Печи.

Для спекания или формования стекла вполне может быть использована любая печь, при условии достижения в ней температуры нагрева в 870°С. Большинство мастеров предпочитают газовым печам электрические, поскольку они, как правило, дешевле и проще в обслуживании.

Печи для стекла. 

Подобного рода печи специально разработаны для операций по спеканию стекла. Они отличаются особой формой и расположением нагревательных элементов (нагревательными элементами служат длинные спирали из проволоки внутри печи, обеспечивающие высокую температуру). Данные печи имеют тенденцию быть широкими и мелкими (высотой от 13 до 36 см), а их нагревательные элементы расположены на крышке печи. Такие печи называются печами с верхним нагревом.

Стекло чувствительно к резким перепадам температуры, поэтому нагрев, осуществляемый сверху, снижает риск возникновения трещин, поскольку тепло распространяется равномерно.

Печи лучше использовать специализированные. Почему? Да просто они уже оптимизированы под технологию спекания. Соответственно экономичнее, удобнее и выполняют все условия технологии для качественного спекания. Небольшие печи безопасно использовать дома.

Они потребляют не много электроэнергии 2-4 кВт, как 1-2 электрочайника. Кстати, не надо беспокоиться и о том, что осколки стекла при резке могут разбежаться по квартире. Опыта 2-х, 3-х дней резки будет достаточно, чтобы подружиться со стеклом и приручить его.

Наши печи для 

            

Печные полки (лещадки).

Стекло, предназначенное для спекания, укладывается на подготовленную полку (лещадки). Наиболее распространенные и недорогие изготовляются из керамики.

Желательно иметь две или три полки для каждой печи. Лучше иметь цельные полки, т.к. они не коробятся и на них не остаются вмятины. Если используемая Вами печь позволяет производить спекание непосредственно на нижней части печи с соответствующим разделителем, то полки не нужны.

Шпатель для нанесения сухого разделителя, например, архитектурный отожженный гипс.

Жесткая щетка для удаления лишнего разделителя.

Кисть для нанесения жидкого разделителя.                                   

Для нанесения жидкого разделителя применяется широкая кисть с мягкой щетиной. Подойдет и обычная бытовая кисть для красок, но лучше всего работать специальными кистями «Сумм» или «Хейк».

Печные подставки.

Печные подставки или печная фурнитура изготовляется также из керамики, хотя подойдут и кусочки из легковеса. Вам понадобятся три подставки размером 2,5x2,5см, чтобы приподнять формы для моллирования над нижней поверхностью печи. Для спекания вам нужны будут три достаточно длинные подставки, чтобы приподнять полку примерно до середины высоты печи, как раз до уровня чуть ниже кончика зонда. Таким образом, вы обеспечите самый равномерный нагрев и равномерное охлаждение стекла.

Поляризационные фильтры.

Рассматривая прозрачное стекло между двумя поляризационным фильтрами, можно определить, имеет ли оно внутреннее напряжение. Можно использовать любые поляризационные фильтры, например, предназначенные для фотоаппарата, или же взять стекла от солнцезащитных очков. Однако проще всего пользоваться специально разработанными для этого приборами.

Тонкие круглогубцы.

Тонкие круглогубцы очень удобны для изготовления крючков из проволоки и различных украшений для спекаемого стекла. Постарайтесь раздобыть такие круглогубцы, которые были бы одновременно и кусачками.

Пульверизатор.

Недорогой пульверизатор весьма удобен для нанесения разделителя на формы и печные полки. Советуем выбрать такой, который пропускал бы крупные частицы.

Защитные приспособления:

Защитные перчатки. Всегда, когда вы открываете печь, вы должны надевать перчатки, предохраняющие руки от воздействия высокой температуры. Они могут быть из асбеста, кожи или других материалов.

Защитные очки. Раскаленные докрасна печи излучают инфракрасные лучи, которые при длительном воздействии на глаза могут вызвать неприятные ощущения. Очки «Колобар» или очки для сварочных работ задерживают инфракрасное излучение и поэтому являются лучшей защитой для глаз.

Элементарный здравый смысл требует наличия в вашей мастерской огнетушителя, независимо от того, есть ли у вас обжиговая печь или нет. Огнетушитель — это один из тех предметов обеспечения вашей безопасности, которым вам, возможно, никогда не придется воспользоваться, но лучше иметь его под рукой и никогда им не воспользоваться, чем оказаться в ситуации, когда он вам нужен, а его у вас нет.

 

2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СПЕКАНИЯ.

 

Этот краткий список вспомогательных материалов поможет вам на первых порах в ваших усилиях по освоению техники спекания стекла. По мере вашего продвижения вперед, вам могут понадобиться и другие материалы. Поскольку техника спекания является довольно новым направлением, то на рынке постоянно появляются и новые материалы.

Разделитель.

При нагреве стекла до температуры спекания оно становится липким. Если позволить стеклу прилипнуть к печной полке или форме, то может появиться трещина. Чтобы предотвратить прилипание стекла к полкам или формам, на них наносится защитное покрытие, называемое разделителем.

Разделитель, применяемый при спекании стекла, отличается от разделителя, применяемого при работе с керамическими изделиями. При температуре спекания разделитель на основе карбоната кальция, используемый при работе с керамикой, вызовет появление пузырей и приведет к прилипанию. Для работ со стеклом обычно используется смесь, состоящая на 50% из каолина и на 50% из гидрата алюминия или архитектурный гипс.

Разделительная бумага.

Тонкие листы бумаги из керамоволокна, устойчивого к высокой температуре, применяются для многих целей, но чаще всего они применяются в качестве заменителя разделителя при спекании стекла. Для предотвращения прилипания листы из керамоволокна помещаются между стеклом и печной полкой. Хотя при высокой температуре керамоволокно прилипнет к стеклу, его легко удалить струёй воды. (Не допускайте попадания волокна в дыхательные пути).

Чтобы предотвратить образование матовой поверхности на нижней стороне стекла, необходимо выжечь находящееся в керамоволокне химическое связующее вещество, прежде чем листы из керамоволокна будут использованы. Во время выжигания будут выделяться пары с неприятным запахом, поэтому вам придется на это время открыть окна вашей мастерской.

Клей, используемый перед спеканием.

Часто перед спеканием используют клей, чтобы закрепить отдельные фрагменты стекла в нужной позиции, перед тем как поместить полку в печь. В качестве такого клея хорошо использовать клей фирмы Bohle или другой аналогичный нетоксичный клей. Названные сорта клея не выгорают полностью, поэтому нужно наносить только совсем небольшое количество клея, чтобы избежать зольных отложений или образования пузырей. Разбавляйте клей небольшим количеством воды и наносите его на стекло зубочисткой.

Во время обжига клей выгорает и выделяются пары, которые необходимо удалить как из печи, так и из мастерской. Не используйте различные быстро схватывающие «супер» клеи, потому что их пары очень токсичны. Такие виды клеев хорошо использовать после обжига стекла.

В настоящее время на рынке появляются новые клеи, которые не оставляют остатков сгорания.

Аэрозоль.

Некоторые сорта стекла требуют нанесения специального тонкого покрытия, для того чтобы они сохранили свою блестящую гладкую поверхность. Одним из таких надежных и простых в применении аэрозолей является аэрозоль «А».

Медная проволока.

Медь может быть успешно вплавлена между двумя слоями стекла, не вызывая их разрушения. Убедитесь в том, что у вас настоящая медь, а не твердый, имеющий медный цвет, сплав, который приведет к тому, что спекаемое с ним стекло треснет.

Формы для термодеформации (моллирования).

Вам понадобятся несколько таких форм для формовки стекла.

В продаже имеются готовые формы промышленного изготовления.

 Ну, и конечно, стекло.

Стекло для фьюзинга особенное. Оно специально производится для этой технологии. Главное, что отличает стекло для фьюзинга от обычного (кроме, конечно, фантастических цветов, разводов и сверканий) это одинаковый коэффициент температурного расширения (КТР). Что произойдет, если сплавить стекла с разными КТР? Изделие треснет или вообще развалится на куски. При нагреве или охлаждении одна часть изделия будет менять свои линейные размеры сильнее, чем другая. Возникнет напряжение, которое и разрушит изделие. Производители договорились выпускать стекло с несколькими фиксируемыми значениями КТР и обозначили это, например, System 96. В цифре зашифровано значение КТР. Таким образом, стекло соответствующее System 96, можно спекать от разных производителей. В России популярны такие производители, как Spectrum, Uroboros, Moretti. Рекомендуем начать со стекла Spectrum.Самый оптимальный вариант по качеству, цене и доступности.

Посмотреть стекло для фьюзинга и инструменты вы можете в нашем каталоге. http://vitrasole.ru/product/steklo-dlya-fuzinga 

Из всего списка самое существенное по затратам и определяющее качество изделия — это стекло и печь. Да, еще и стеклорез, он должен быть удобен именно для Вас и делать хороший рез. Не экономьте на нем.

 Итак, попробуем понять основы технологии. Конечно, подробные сведения лучше получить на мастер-классе с опытным мастером. Выберем основу изделия. Это первое стекло, на котором будет располагаться мозаика узора. Обычно основа определяет форму изделия. Чаще всего это прозрачное стекло, но это вовсе не обязательно. На основе выкладывают картинку из заранее вырезанных элементов из цветного стекла. Простые элементы вырезаются стеклорезом. Чтобы сгладить острые углы и сколы можно использовать различные шлифовальные машинки, где в качестве инструмента используется алмазный круг. Сложные элементы просто вырезать специальным лобзиком. Да, кстати, про стол… в качестве стола для резки можно использовать любой старый стол, поверхность которого покрыта ковролином с коротким ворсом. 

Мастер класс, часы фьюзинг, печи для фьюзинга  Мастер класс, часы фьюзинг, печи для фьюзинга  Мастер класс, часы фьюзинг, печи для фьюзинга  Мастер класс, часы фьюзинг, печи для фьюзинга

   Картинка выложена, теперь ее надо перенести в печь. Часто для того, чтобы не разрушить картинку при переносе в печь, стеклянные элементы приклеивают к основе. Но клей должен быть специальным, не оставляющим следов после спекания. Картинку укладывают в печи либо на заранее обработанную жидким разделителем подовую керамическую плиту, либо сухой отожженный гипс высокого качества. Гипс является хорошим разделителем и его преимуществом является то, что на нем можно создать рельефный рисунок, который отпечатается на изделии. После того как вы уложили Ваше будущее изделие в печь, очень важно установить правильную программу спекания в управляющий контроллер печи. А после ничего не остается, как доверить процесс печи и ждать.

 После нескольких часов ожидания Вы с волнением откроете крышку печи и увидите… Это завораживает.

Целью этой статьи не является подробное описание технологии фьюзинга, мы хотели поделиться с Вами нашим увлечением, передать Вам энергию и силу этого увлечения. В следующий раз будет подробнее о технологии и ее секретах.

 

Посмотреть печи, стекло для фьюзинга и инструменты вы можете в нашем каталоге.

Стекло и материалы http://vitrasole.ru/product/steklo-dlya-fuzinga 

Печи http://vitrasole.ru/product/pechi-dlya-fuzinga

Также приглашаем в «Студию Стекла и керамики Vitrasole» для обучения:

Обучающий курс http://vitrasole.ru/product/master-classy/fuzing-obuchenie-1 

Отдельные мастер-классы http://vitrasole.ru/product/master-classy 

 

Авторские права принадлежат проекту Vitrasole, копирование данной статьи возможно только со ссылкой на сайт.

 

В статье использованы фотографии Бежан Татьяны, Михаила Михайлова, Репиной Алены. Выражаем благодарность авторам работ.

 
Закрыть